Система автострахования по КАСКО при дорожно-транспортном происшествии создана для того, чтобы водители могли получить компенсацию в случае наступления непредвиденных обстоятельств. Но необходимо строго соблюдать существующие правила, иначе результата добиться не удастся. В некоторых случаях клиенты допускают нарушения, которые дают законный повод для того, чтобы страховая компания вообще отказалась от выплат по КАСКО в случае ДТП.
Что такое КАСКО?
КАСКО – обозначение для одной из добровольных форм страховки. Её оформляют владельцы транспортных средств. Многие считают, что это аббревиатура. На самом деле, никакой расшифровки для заглавных букв не существует. На разных языках это обозначение будет звучать по-разному.
Понятие КАСКО давно стало юридическим термином. Который обозначает систему страхования для деталей автомобилей. Набор опций бывает разный, в зависимости от него охватываются либо все возможные неблагоприятные события, либо только их часть.
К возможным событиям, от которых даётся защита, относят:
- Кража деталей.
- Угон.
- Ущерб после действий, совершённых хулиганами.
- Природные катаклизмы.
- ДТП.
Когда ДТП при КАСКО будет считаться страховым случаем?
Перечень страховых случаев по КАСКО указывается в документах каждой страховой компании, отдельно. Но есть общие принципы признания ситуации страховым случаем, которые используются всеми:
- На автомобиль совершено разбойное нападение. Либо его украли, угнали или разобрали.
- Сторонние лица совершили незаконные действия, в результате которых транспортное средство и пострадало.
- Воздействие стихийных бедствий, которые ни от кого не зависят.
- Падения в пропасти и овраги.
- Значительные повреждения, которые нанесены после ДТП.
- Автотранспорт стал полностью непригоден к дальнейшей эксплуатации.
Есть некоторые нюансы, требующие учёта. В случае с КАСКО компенсация на ремонт поступает, даже если водитель был виновен в происшествии. Но на деле страховщики часто отклоняют заявки водителей. И пытаются сделать так, чтобы платила страховая компания виновной стороны. Важно заранее изучить условия соглашения. Например, пункты по срокам подачи заявления на выплаты по КАСКО при дорожно-транспортном происшествии вместе с продолжительностью.
Действия водителя при дорожно-транспортном происшествии
Очерёдность действий в случае ДТП с оформленным полисом КАСКО будет выглядеть следующим образом:
- Сначала машина полностью останавливается. На ней должны быть включены аварийные сигналы.
- Потом рядом с транспортным средством выставляются аварийные сигналы.
- После этого идёт обращение к сотрудникам ГИБДД.
- Обязательно надо сообщить страховщикам о том, что произошло.
- Если состояние позволяет, то участник ДТП может собрать фотодоказательства вместе с показаниями свидетелей.
При этом пострадавший сам может выбрать в случае с КАСКО, получать страховую выплату по полису виновника, или же по своему собственному.
Как оформить ДТП по КАСКО?
Прежде всего, при оформлении ДТП по КАСКО, надо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы именно они составили схему происшествия. Этот документ потом позволит найти ответ на все интересующие вопросы. Любые разговоры с пострадавшими и другими сторонами лучше осуществлять при участии адвоката. Либо проконсультировавшись с другим юристом, работающим в данной сфере.
Протокол по аварии надо тщательно изучить. Обязательно наличие постановления о наложении штрафа на виновных. Особой формы заявления о выплатах по ДТП в случае с КАСКО не предусмотрено. Текст обращения составляется в произвольной форме. Лишь в некоторых случаях используется упрощённый порядок, когда составляется извещение. Лицевая его часть заполняется на месте аварии.
Как оформляется Европротокол?
Европротокол при дорожно-транспортном происшествии заполняется сразу обоими участниками. Для этого допустимо использовать обычные шариковые ручки. При этом информация на оборотной стороне владельцем КАСКО вписывается самостоятельно. Лучше использовать бланки от самой страховой компании.
В случае наличия исправлений соответствующие записи заверяются подписями обоих водителей.
Что именно должно присутствовать в протоколе при ДТП если у водителя КАСКО?
- Перечень повреждений с указанием мест, на которые пришёлся первый удар.
- Общая схема дорожной аварии.
- Описание обстоятельств.
- Реквизиты, присутствующие в страховом полисе.
- Наименование компании, с которой заключался договор.
- Реквизиты водительских прав.
- Контактный телефон самого водителя.
- ФИО того, кто находился за рулём застрахованной машины по КАСКО при ДТП.
- ФИО и адрес прописки владельца транспортного средства.
- Реквизиты из регистрационного свидетельства на транспорт.
- Номера, регистрационные и VIN.
- Описание марок и моделей авто, которые стали участниками аварии.
- ФИО сотрудника ГИБДД.
- Паспортные данные тех, кто выступил свидетелями.
- Описание материального ущерба
- Информация о медицинском освидетельствовании.
- Количество раненных и погибших.
- Дата и время происшествия.
- Описание места аварии.
После этого идёт извещение, заполняемое самостоятельно самим водителем. В этом заявлении тоже описываются обстоятельства, связанные с аварией. Приводятся возможные доказательства в пользу точки зрения того или иного водителя. Для непосредственного получения выплат понадобится СТС или ПТС, удостоверения водителя, полис КАСКО вместе с самим Европротоколом. Кроме того, в случае с КАСКО водители должны дать согласие с лимитом выплат.
Обращение в страховую по КАСКО после дорожно-транспортного происшествия
Обратиться в страховую компанию по КАСКО надо при первой же возможности сразу после ДТП. Хорошо, если останется возможность предоставить сам автомобиль для проведения исследований.
Возмещение убытка по КАСКО начисляется сразу после того, как сторонам удалось прийти к соглашению. Иначе велика вероятность того, что придётся организовать независимую экспертизу.
Главное – опираться на условия договора, когда определяются сроки обращения. Иначе в компании могут отказать, ссылаясь на просрочку выполнения обязательств. Желательно уведомлять о произошедшем максимум через 1-3 дня.
Если в условиях договора прописывается направление на ремонт, то подобный вид помощи будет так же законным.
Какие документы понадобятся?
Лучше заранее запомнить, какие именно бумаги понадобятся. Есть стандартный перечень документов для КАСКО при ДТП, в котором присутствуют следующие позиции:
- Талон после прохождения техосмотра.
- Регистрационное свидетельство авто.
- Страховой полис.
- Водительское удостоверение.
- Паспорт от клиента.
- Решение суда по соответствующему делу.
- Копия протокола в связи с административным правонарушением.
- Справка из ГИБДД.
Медицинские заключения или копии свидетельства смерти обязательны при наличии в ДТП пострадавших. Здесь требования мало чем отличаются от происшествия с участием тех, кто оформил только ОСАГО.
Как оформить КАСКО без справок о ДТП?
Иногда случается так, что есть авария, но участник у неё только один. В ситуации оформления КАСКО без справки о ДТП не обойтись без тщательно проработанной схемы. В этом документе надо описать всё, связанное с происшествием. Включая следующие сведения:
- Направление, в котором владелец машины двигался до того, как случилось ДТП.
- Сведения о машине, регистрационного и технического характера.
- Персональные данные относительно водителей. Или тех, кто стал свидетелем.
- Обязательно нужна информация хотя бы по двум свидетелям.
- Схема проездных путей, с основными характеристиками вроде разметки.
- Длина пройденного тормозного пути.
- Расположение автомобиля по отношению к другим объектам, которые находятся на дороге.
Справки из автодорожной полиции обязательно понадобятся тем, кто получил достаточно серьёзные повреждения в результате происшествия. Можно обратиться за помощью к независимым экспертам, которые оформят официальное заключение по тому или иному случаю.
В данном случае размер возмещения по КАСКО зависит от условий договора и характера повреждений. Обращения без справок вообще рассматриваются только в исключительных случаях:
- Повреждённые зеркала или фары, стёкла.
- Малый ущерб в одной детали, либо в нескольких смежных.
Но справка из ГИБДД обязательна всегда, иначе велика вероятность получить отказ.
Как выплачивается страховка?
Специалисты страховой компании определяются с двумя главными вопросами перед тем, как принять решение относительно самой возможности перечислить выплату по КАСКО при дорожной аварии.
- Относится ли убыток, понесённый страхователем, к случаям, при которых отказать нельзя?
В договоре с КАСКО есть несколько пунктов, в которых точно описывается, какие ситуации можно считать страховыми случаями, а какие – нет. Документы от правоохранительных органов, официальные протоколы – вот что послужит основанием.
- Обязательно проводится анализ стоимости для восстановительных работ.
Полученные после этого анализа данные будут влиять на сроки страховых выплат после ДТП.
Встречается две разновидности возмещений именно по КАСКО.
- Направление автомобиля на станцию техобслуживания за счёт страховой компании.
- Денежная компенсация.
Только оформление КАСКО согласно всем правилам при ДТП позволит рассчитывать на максимальную компенсацию.
Учет износа по КАСКО в случае ДТП
Есть специальное Положение Правительства, в котором указывается методика, используемая при расчётах. По КАСКО учитываются обычно только те детали, которые реально требуют замены после ДТП. При восстановлении уже ничего в расчёт не берётся. Расчёт износа проводится не на дату фактической оценки, а на время самой аварии.
Есть несколько факторов, от которых зависит сам показатель износа по КАСКО в случае дорожно-транспортного происшествия:
- Срок эксплуатации шин. Спустя три года после активного использования износ у них начинает увеличиваться.
- Минимально допустимая по законодательству высота рисунка на протекторе. И то, какой она является, на самом деле.
- Общий пробег ТС к моменту, когда наступил страховой случай.
- Срок эксплуатации конкретных механизмов и деталей, требующих износа.
Проще всего для расчётов воспользоваться специализированными сайтами, поскольку используемая формула достаточно сложна в освоении для обычного человека.
Информация о сроках выплат
В правилах, либо в договоре со страховой компанией по КАСКО должен обговариваться подробно и вопрос ос сроках выплат в случае ДТП. Отсчёт сроков начинается с того момента, как в страховую поданы все документы, необходимые для оформления компенсации. На практике сроки находятся в пределах 15-30 дней. Если и спустя месяц никаких выплат не поступило, то у клиента есть законное право обратиться в судебную инстанцию. Дополнительно можно требовать оплаты неустоек, возникших в связи с разбирательством.
Если страховщик крупный, то затраты по КАСКО он компенсирует максимум за две недели. Организации меньшего размера могут заниматься этим месяц. Соглашение принять направление на ремонт ускоряет процесс.
Водитель не был вписан в полис КАСКО при ДТП
По этому вопросу было выпущено официальное разъяснение Верховного суда. В нём говорится, что компенсация КАСКО после аварии выплачивается в любом случае. Не важно, кто именно находится за рулём к этому моменту, вписан ли водитель в полис КАСКО при ДТП или нет. Данное положение стало законным ещё в 2014 году. Любые возмещения выплачиваются тому, кто официально числится в качестве владельца ТС.
Суд считает, что при заключении договора страхуется сам автомобиль, а не сам человек, который им владеет или управляет.
Но в случае с КАСКО чаще всего сразу отказывают в компенсации, если обнаружится, что водитель при ДТП не был вписан в страховые документы. Для доказательства разбирательства в деле, и учитывая индивидуальность случаев, лучше проконсультироваться с юристом.
Дорожно-транспортное происшествие со скрывшимся виновником
Даже ДТП со скрывшимся виновником не влияет на возможность получения денежных средств по КАСКО, как говорится в законе. Сокрытие с места дорожно-транспортного происшествия играет важную роль только для тех, кто оформил полис по системе ОСАГО. Но розыскные мероприятия в любом случае проводиться будут, с большой вероятностью.
При заключении договора по КАСКО компенсации платят в любом случае. Не важно, скрылся водитель с места происшествия, или нет.
Информация о коэффициентах в системе КАСКО
КАСКО относится к консервативным методам страхования, этому способу уже многие десятки лет. Потому и основные коэффициенты сформировались достаточно давно. В настоящее время практически все страховщики в РФ пользуются идентичными инструментами в своей работе. Можно выделить лишь несколько позиций, которые оказывают больше всего влияния на результаты экспертиз и любых оценочных процедур:
- Наличие банковского залога на машину.
- Безаварийное вождение.
- Наличие правого руля.
- Количество водителей. Важен не только стаж, но пол и возраст.
- Мощность, измеряемая в лошадиных силах.
- Фактический возраст авто.
- Марка транспортного средства вместе с описанием модели.
- Место, где собственник прописан.
Коэффициент КАСКО после ДТП
Стоимость полиса КАСКО существенно увеличивается после ДТП. Цена, в первую очередь, зависит от суммы компенсации, которую пришлось выплатить в том или ином случае. Марка и год выпуска тоже становятся важными факторами. Цена договора может вырасти в два раза, если компенсация превысила по размерам первоначальную договорённость.
При заключении первого договора КАСКО новички-водители получают класс 3 с коэффициентом первым в страховых компаниях. Если за первый год ДТП не произошло, на следующий предоставляется скидка до 5 процентов от основной суммы.
Особенности
Часто встречаются ситуации, когда менеджеры страховых компаний ищут любой повод для того, чтобы отказать в выплате, либо снизить её размер до минимума. При таком подходе часто возникают споры со страховщиками, несостыковки при решении вопросов. Лучше всего заранее нанять адвоката, это избавит от лишних хлопот.
При заключении договора на КАСКО главное – внимательно изучить список страховых случаев, подлежащих оплате. Тогда будет больше шансов избежать неприятностей, связанных с переводом компенсаций. Правоохранительные органы становятся незаменимыми помощниками при определении нанесённого ущерба. Рекомендуется обращаться именно к ним сразу после происшествия на дороге. Стоит задуматься и о том, как исключить появление повышающих коэффициентов.